Советы психолога

Как развивать силу воли

Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник.
У.Шекспир

развернуть

Когда после Бородинского сражения 1812 года лошадьнаполеоновский маршал Мюрат укорял своих подчиненных в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил ему: «Во всем виноваты лошади — они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места». В этой фразе отразилось одно из основных отличий поведения человека от поведения животных — наличие воли.

Воля – это способность сознательно ставить цели и идти к ним, преодолевая возникающие трудности. У кого эта способность развита хорошо, у того есть сила воли. А кто не умеет ставить для себя цели или пасует перед любыми трудностями, тот человек слабый, безвольный. Такие люди редко достигают успехов в жизни.

На первый взгляд может показаться, что словом «воля» называют совершенно разные вещи. Это слово может обозначать:

свободу(«Вырваться из вражеского плена на волю»);

желание(«Волю первую твою я исполню как свою», — говорил мудрецу царь в «Сказке о золотом петушке»);

сознательный выбор («Граждане проявили свою волю на выборах президента»);

настойчивость («Боксер получил тяжелый удар, но проявилволю и продолжил схватку»).

Если же призадуматься, то нетрудно обнаружить, что все эти значения, по существу, говорят нам об одном и том же. Ведь человек может чувствовать себя свободным только тогда, когда сам четко выбирает, какой поступок он хочет или не хочет совершить, и проявляет настойчивость в достижении этого. Такого человекаи называют «волевым». Иначе он — безвольная игрушка в руках внешних обстоятельств.

На человека всегда действуют много разных внешних и внутренних сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо (в психологии это называется «мотивы»). Что это за силы? Желания и потребности самого человека. Пример окружающих или их требования. Привычки. Да мало ли что еще... Так вот, не­которые мотивы, будучи реализованными, дают человеку какой-то «выигрыш» очень быстро, непосредственно в тот момент, как он их реализует. Как правило, этот «выигрыш» — положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес. Хочу мороженого — съел — получил удовольствие. Не хочу делать домашнее задание — прекратил его выполнять, лег на диван — приятно стало. Многое из того, что непосредственно в момент выполнения приносит радость, может привести и к неприятностям, но — позже, через какое-то время. Сегодня съел много мороженого, получил радость — завтра заболело горло, гулять нельзя, одно расстройство. Сегодня вместо выполнения домашнего задания приятно полежал на диване — на следующем уроке вышел к доске неподготовленным и чувствовал себя полным идиотом, стоя столбом перед всем классом. Не позавидуешь...

Есть и другие мотивы, реализация которых дает человеку более существенный «выигрыш», но не столь быстро, а в длительной перспективе. Важно уметь разглядеть эту перспективу. Каждый день выполняю домашние задания — становлюсь умнее и образованнее — смогу продолжить свое образование в престижном университете — получу интересную профессию, стану уважаемым и материально обеспеченным человеком. Занимаюсь спортом — буду чувствовать себя сильным и здоровым, смогу добиться победы в соревнованиях и т. д. Знаешь, какой колоссальный объем «черновой» тренировочной работы необходимо выполнять спортсменам ради достижения выдающегося результата? Сама по себе эта работа часто неинтересна, и выполнять ее приходится заставлять себя на фоне сильной усталости (а иначе тренировочного эффекта не будет). Как ты думаешь, смог бы спортсмен победить, если бы руководствовался не желаниемдостигнуть высоких результатов в будущем, а желанием отдохнуть сразу же, как только почувствовал усталость? Вот тут-то сила воли  нужна в полной мере! Цель поставлена, и ее достижение требует жертв. В спорте это проявляется особенно ярко, но ведь и в других областях жизни происходит практически то же самое. Чтобы достигнуть успеха, требуется руководствоваться дальней целью, и подчас приходится игнорировать сиюминутно возникающие желания.

Такие мотивы, которые действуют в долгосрочной перспективе, не возникают на пустом месте. Чтобы они сформировались, нужно поставить для себя цели на будущее и определить ведущие к их достижению шаги, которые можно совершить уже сейчас. Пока целей нет, силу воли не к чему будёт прикладывать. Если сам не знаешь, куда ты хочешь идти, ни один ветер не будет тебе попутным.

Другой вопрос, что если те цели, которые ты поставил, совершенно не соответствуют твоим способностям, то никакое упорство не приведет к серьезному успеху. Говоря языком спорта, человек ростом 150 см никогда не станет чемпионом мира по прыжкам в высоту, какие бы чудеса воли он ни проявил в тренировках. Хотя хорошо и красиво прыгать все равно научится.

Воля не только позволяет человеку преодолевать препятствия, но и сама развивается в процессе их преодоления. Как говорил великий физиолог, первый в России лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, «тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия». Правда, тут есть одна ловушка. Дело в том, что для человека, у которо­го хорошо развита воля или который хочет ее развить, преодоле­ние препятствий иногда превращается в самоцель. Такое важное волевое качество, как упорство, становится бесполезным упрямством. Человеку уже не важно, что будет в результате его действий, он начинает получать удовольствие от самого процесса преодоления трудностей.

Если видишь перед собой препятствие, из этого еще не следует, что его надо преодолевать. Иначе воля имеет все шансы превратиться в самодурство. Допустим, родители строго запрещают своему сыну курить, следят, чтобы от него не пахло табаком и т. п. Это вполне естественное поведение — какой же нормальный родитель хочет, чтобы его ребенок отравлял себя и окружающих? Вот только при определенном характере подростка эффект может оказаться прямо противоположным. Желание покурить только усилится. Например, чтобы доказать таким путем свою самостоятельность и независимость. Может быть, тот, кто так поступает, думает, что развивает таким путем свою волю и «закаляет» характер? Не хочу никого обидеть, но такой подросток — просто личностно незрелый человек, который очень хочет самоутвердиться, но не умеет сделать это другими способами. Так что если вдруг и у тебя возникнет желание сделать что-то вопреки запрещению, просто из принципа, то помни о том, что запретный плод сладок. Особенно для дураков.

Вообще-то, когда у человека все благополучно, у него не возникает нужды слишком часто преодолевать трудности,эксплуатируя свою силу воли. Большинство желаний успеш­ного человека естественным путем совпадают с тем, что ему нужно делать. Как говорит известный российский психотерапевт М. Е. Литвак, счастье заключается в том, чтобы «хочу», «могу» и «надо» совпадали. А не в том, чтобы заставлять себя делать то, что надо, вопреки «не хочу» и «не могу». Или делать то, что хочешь, понимая, что это не то, что надо, и испытывать вину по этому поводу. Вообще, если человек вынужден часто заставлять себя делать то, что ему не хочется, это говорит не столько о силе его воли, сколько о том, что этот человек занимается не своим делом.

Если же человек вынужден добиваться какой-либо цели, все время преодолевая трудности и эксплуатируя силу воли на полную катушку, это напоминает езду на машине, у которой заклинило одно из колес. Если очень постараться, доехать можно, вот только топлива (своих сил) потратишь слишкоммного, и двигатель рискуешь сжечь (здоровья лишиться). Чаще всего такая ситуация возникает тогда, когда цель исходно по­ставлена недостижимая. Или когда человек занимается совершенно не тем, к чему у него есть способности. Умному же человеку, нашедшему занятия в соответствие со своими способностями, нужна не столько сильная, сколько «умелая» воля — способность добиваться результатов быстро, эффективно и без лишней траты сил.

Не так давно ученые выяснили, что сила воли обладает таким же свойством, как и физическая сила. Человек в каждый момент располагает определенным ее количеством, которое может потратить по своему усмотрению. Если же этот запас уже истрачен — на преодоление новых трудностей ее не хватает. Чтобы убедиться в этом, проводили такой эксперимент: давали голодным людям решать сложные математические задачи. В одной из групп на виду стояли шоколадные конфеты и аппетитные пирожные, ноесть их было запрещено. Чтобы не нарушить этот запрет, требовалось проявить силу воли. В другой группе люди были столь же голодными, но на виду у них стояла только редька, которая не вызывала особого аппетита, хоть и была в принципе съедобна. Тут никакой силы воли для борьбы с желанием полакомиться не требовалось.

Так вот, в той группе, где требовалось проявлять силу воли для отказа от конфет и пирожных, люди проявляли в два раза меньше настойчивости в решении задач. Вся сила воли ушла на борьбу с желанием полакомиться, и на решение математических задач ее уже не хватило! Поэтому не трать силу воли на всякую ерунду. А то на серьезные дела ее не хватит.

Как и любую другую силу, силу воли можно тренировать. Вот несколько рекомендаций о том, как это делать.

+ Составляй планы того, что ты решил сделать. Пусть сначала это будут планы хотя бы на небольшой срок – скажем, всего на один день. Полезно записывать эти планы на бумагу. Коль скоро пландля самого себя уже составлен, выполнить его – дело твоей чести. Пока ты сам не знаешь, что именно хочешь сделать, никакая сила воли не поможет, ведь ее просто не к чему будет прикладывать.

+ Расскажи о своих планах близким друзьям, если ты не уверен в своих силах и хочешь получить дополнительный стимул сделать задуманное. Тогда уж точно придется выполнить планы, ведь ты же не захочешь выглядеть в глазах друзей болтуном, не отвечающим за свои слова!

+ Разбей достижение цели на конкретные этапы, когда хочешь достигнуть чего-то большого и серьезного: большие дела не делаются в один миг, путь к серьезному успеху лежит через конкретные и легкодостижимые шаги. Хочешь стать отличником, хотя пока что учишься так себе? Что ж, похвально. Вот только сразу это не произойдет. Сначала подготовься, как следует к ближайшей контрольной. Потом – к следующей. Так, глядишь, и дело пойдет.

+ Определи приоритеты в делах, которыми ты занимаешься. Выдели то, что важнее, с этого и начинай. Помни о том, что лучше взяться за одно дело, доделать его и перейти к следующему, чем начать делать сразу 5-6 разных дел и не закончить ни одного. Помни, что иногда лентяи нарочно берутся за слишком много дел сразу, чтобы этим оправдать то, что в итоге ими не будет сделано ничего.

+ Избегай самооправданий, они не приносят никакой пользы. Если ты наметил что-то и не сделал – думай не о том, почему так произошло и что препятствовало достижению задуманного, а о том, когда и как это будет выполнено.

+ Относись к выполняемой работе как к тренировке, даже если она сама по себе для тебя не интересна. Коль скоро берешься за какое-нибудь дело - выполняй его с полной отдачей сил. Честнее вообще ни за что не браться, чем создавать видимость работы, халтурить и  дурить голову себе и окружающим.

+ Учись отдыхать! Крайне трудно заставить себя делать что бы то ни было, если истощены физиологические резервы твоего организма. Ты сделаешь работу качественнее, если потратишь на нее 2 часа с десятиминутным отдыхом посредине, чем, если проявишь силу воли и просидишь за этой работой три часа подряд, не вставая.

Андрей Геннадьевич Грецов,

автор книг по психологии 

свернуть

Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!

Временные неудачи обычно бывают замаскированным благословением, потому, что заставляют использовать решимость и воображение.

развернуть

Самодисциплина – самый существенный фактор в развитии внутренней силы, потому что мешает тратить силы на разрушительные привычки и непродуктивные усилия.

Почему человек становится неудачником. Возможно, он обладает умом и способностями, но стал жертвой привычки. У него выработалась привычка уходить от ответственности, и он не в состоянии на что-либо решиться. Ему не хватает силы принимать решения.

После того, как привычка сформировалась, она автоматически контролирует и направляет действия человека.  Поэтому важно приложить максимум усилий на то, чтобы сформировать новые полезные ресурсные привычки.

Неуверенный в себе человек не привлекает других, потому что его мозг заряжен негативной энергией, которая не притягивает, а отталкивает.

Если вы заполните свое сознание сомнениями, принцип самовнушения закрепит его в подсознании как господствующую мысль и увлечет вас в водоворот неудачи. Доминирующие мысли отражаются в действиях и постепенно превращаются в физическую реальность.

Полезно ежедневно думать о том, какой личностью вы хотите  стать. Согласно принципу самовнушения любое желание, которое настойчиво сохраняется в сознании, постепенно начинает искать практические средства для его осуществления.

Никто не принесет вам успех, кроме вас самих. Успех в вас самих в вашем  собственном сознании. Если ваша главная цель представляется вам смутно, такими же неопределенными будут ваши достижения, они будут и очень скромными.

Вы должны знать:

чего Вы хотите;

когда хотите;

почему хотите и как Вы намерены этого достичь.

Человек, действующий без определенной цели, и плана ее достижения напоминает корабль, потерявший руль.

Природу нельзя обмануть. Она отдаст вам объект ваших стремлений только тогда, когда заплатите ее цену, и цена эта – непрерывные, неуступающие, настойчивые усилия.

Наполеон Хилл

свернуть

Если ты попал в трудную ситуацию: памятка для подростка

Совет№1. Если ты попал в трудную ситуацию, не впадай в панику или депрессию. Постарайся проанализировать свое положение с максимальной четкостью.

Совет №2. Определи, кто создал трудную ситуацию. Если ты сам, значит, возьми ответственность на себя.

Совет №3. Подумай, с кем ты мог бы откровенно поговорить о своем положении.

Совет№4. Не оставайся со своей болью один на один. Ложь - это еще одна проблема для тебя.

Совет№5. Со своей тайной обращайся осторожно. Не перекладывай ее на плечи своего друга, который реально не может тебе помочь, но будет очень сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.

Совет№6. Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего и который может помочь тебе реально. Это могут быть родственники или родители.

Совет№7. Переступи через свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце.

Совет №8. Верь, что ты сможешь исправить положение, главное - ничего не бойся. Страх – это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками! А ты не один! Если ты попросил помощи, тебе всегда помогут!

Где и какая помощь будет оказана тебе: 

Семья, школа, твой классный руководитель, психолог, медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, директор тебе помогут добрым советом, постараются разобраться в ситуации, при необходимости привлечь внимание общественности, правоохранительных органов, окажут психологическую помощь.

  1. Телефон доверия (твои имя и фамилия остаются неизвестными для консультанта):

в г. Бресте: 8(0162) 40-62-26 или короткий номер 170

в г. Минске: 8 (017) 246-03-03

анонимный телефон доверия для наркологических пациентов:

 8-801-100-21-21

Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних):

8-801-100-16-11

Общенациональная бесплатная линия для пострадавших от домашнего насилия:

8-801-100-8-801

- консультант выслушает без осуждения и поддержит;

- поможет тебе разобраться в своих чувствах и поступках;

- поможет тебе найти свой выход из ситуации.

  1. Отделение-центр психотерапии для подростков, молодежи и их семей (фамилию, адрес и другие сведения не требуют):

- тебе окажут срочную психологическую помощь и поддержку, защитят от насилия, помогут разобраться в сложившейся ситуации;

- помогут родителям и детям лучше понять друг друга, найти способы общения.

  1. Инспекции по делам несовершеннолетних:

- если необходимо, тебе обеспечат медицинское обследование и лечение;

- примут меры для немедленного прекращения насилия;

- если обидчик нарушил закон, об этом сообщат в милицию.

  1. Милиция:

- если обидчик нарушил закон, привлечет его к ответственности;

- при необходимости обратится в суд для лишения родительских прав;

- может обратиться в суд по поводу изъятия ребенка из семьи;

- если ребенка нужно срочно забрать из семьи, поместит его в приют, больницу или интернат;

- родителям и опекунам сообщит об обращении только с согласия ребенка.

 

свернуть

Советы подростку

Как планировать свою деятельность, как воспитывать волю, несколько полезных установок в общении,  как решать мысленные задачи, как управлять своими эмоциями
развернуть

Как планировать свою деятельность

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как воспитывать волю

1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.

2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".

4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!

5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

Несколько полезных установок в общении

1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3. Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

7. Как говорил Дейл Карнеги,  «если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней».

 Как решать мысленные задачи

1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.

2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?

3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? В чем их стереотипность: почему они не годятся?

6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

Как управлять своими эмоциями

1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".

2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

5. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

свернуть

Как разрешать конфликты

Как разрешить конфликт с педагогом, как вести себя при возникновении конфликта со сверстником
развернуть

Как разрешить конфликт с педагогом   

Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету, в совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы - общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам нечего делить.

Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода.

В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении) как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, в побегах с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную, ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз, не то без присмотра он наделает глупостей.

Ты возразишь: а если учитель резкий, способный унизить грубым словом, издевательски высмеять, мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не сделать в ответ? И сказать, и сделать. Но что? Как поступить правильно? Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение. Конфликт разрастется, в него окажутся втянуты родители и администрация, ты превратишься в хулигана и злостного нарушителя дисциплины. Но выход есть, причем соответствующий позиции взрослого, самостоятельного и рассудительного человека.

В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает твои права.

Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель посмотрит на тебя по-новому.

Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе - закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию.

Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не страшнее?

Как вести себя при возникновении конфликта со сверстником?

1) В момент конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а можно форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай «ТЫ-высказываний», пользуйся «Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел, не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в крайне затруднительном положении без этой книги».

2) Остроту момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае тебе виднее, как поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт нужно форсировать? Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ подвел...».

3) Избегай переходов на личности и обобщающих обвинений со словами «всегда», «вечно», «никогда». При необходимости можно сказать: «Ты подвел меня». Но нельзя говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя никогда нельзя положиться!». Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал мне правду...». Нельзя: «Ты лжец, врун, обманщик».

Почему нельзя так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет забыт. Начнется жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет защищать свое самоуважение и вспоминать все случаи с самого первого класса, когда он говорил правду, и на него можно было положиться. Отношения вконец испортятся, а ты ничего не добьешься. Правило: обобщенные обвинения не конструктивны.

4) Если конфликты для тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность примирять противоборствующие стороны и сглаживать инциденты, не скрывай эту потребность. Роль миротворца – самая благородная роль. Если можешь помочь - не бойся, не стесняйся и не раздумывай. Помоги. В следующий раз помогут тебе.

свернуть

Суицид

Вся информация, приведённая в памятке, обращена лично к тебе, подростку – подрастающему человеку. Хотя, мы, взрослые люди, думаем, что текст этот имеет смысл непременно прочитать и родителям и твоему другу.
развернуть

Что такое суицид?

Мы будем говорить о трудных вещах. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид - это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных её проявлениях.

Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, «что такое суицид и как с ним бороться». Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека - тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем достоверная информация.

Важная информация № 1.

Суицид — основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид — «убийца № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырёх лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид. Иногда смертный случай признаётся суицидом лишь тогда, когда покончивший с собой оставил предсмертную записку; однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу «суицид» попадают лишь случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Важная информация № 2.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своём намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намёком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе всего дела.

Важная информация № 3.

Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьётся своего.

В действительности же молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени — от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

Важная информация № 4.

Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на суицидальные темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать. Нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т. д. Следуя этой логике, некоторые родители, учителя, психологи избегают слова «суицид», потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти. На самом же деле разговор с подростком о суициде вовсе не провоцирует его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не даёт им покоя.

Если кто-то из твоих знакомых, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, значит, она или он давно уже о нём думают, и ничего нового ты о самоубийстве не скажешь. Более того, твоя готовность поддержать эту «опасную» тему даст другому возможность выговориться, — суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидоопасными.

Важная информация № 5.

Суицид не передаётся по наследству.

От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы — веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый фактор внушения: родители не научат плохим вещам. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.

Важная информация № 6.

Суициденты, как правило, психически здоровы.

Поскольку суицидальное поведение принято считать «ненормальным» и «нездоровым», многие ошибочно полагают, что суициденты «не в себе». Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто суициденты опасны не только для самих себя, но и для других.

Да, суициденты могут вести себя как «ненормальные», однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своём суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального кризиса и в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве.

Вместе с тем именно психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения их жизнь действительно превращается в пытку. Впрочем, твои друзья и знакомые в большинстве своём к этой категории не принадлежат.

Важная информация № 7.

Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них «отмахиваться». «Он шутит», — говорим или думаем мы. — «Она делает вид» или: «Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!»

Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит, это серьёзно.

Важная информация № 8.

Суицид — это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток добивается, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

И все же, если твой знакомый заговорил о самоубийстве, он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого прислушайся, о чём говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, исходя из того, что если твой друг завёл разговор о самоубийстве, значит, живётся ему и в самом деле несладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто «делает вид», хочет вызвать к себе сочувствие, оказаться в центре внимания, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Чего-то у него наверняка стряслось. И лучше всего отнестись к его угрозам всерьёз.

Важная информация № 9.

Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьёзны.

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. Наверное, ты согласишься, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: «Ну и что? У тебя и без него друзей хватает».

На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого — «нормально».

Важная информация № 10.

Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.

Ты ведь слышал выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля — ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а много тысяч. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Важная информация № 11.

Самоубийство может совершить каждый.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определённые подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.

На первый взгляд тебе может показаться, что кому-то не грозит суицид, потому что у неё или у него «всё есть»: деньги, друзья, любые удовольствия... Но благополучие — вовсе не гарантия от суицида.

Важно то, что твои друзья сами говорят и делают, как себя чувствуют, а не то, сколько у них денег, насколько, по-твоему, беззаботна и счастлива их жизнь.

Важная информация № 12.

Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время — 80-100 дней после первой попытки.

После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят.

Однако рано или поздно, чаще всего приблизительно спустя три месяца, жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, берёт своё, появляются у них важные дела. Тем более что настроение у подростка отличное — вот всем и кажется, что худшее позади.

Однако, совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, ещё не прошли окончательно, ещё дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен, все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить ещё одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть»  себе внимание окружающих.

На то, чтобы изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трёх месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения — повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией.

В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и «пошёл на поправку», — он же в это время задумал второй суицид, активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро всё это кончится».

Информация № 13 — самая важная:   друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти жизнь суициденту.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, — сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами  не делился бы. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

свернуть

Долой весеннюю хандру

В году есть особое время – уже не зима, ещё не весна. Этот странный период длится в течение целого марта, иногда и апреля. В это время мы чувствуем себя неважно: энергии мало, нет ни сил, ни желания что-то делать. Как же поднять настроение в начале весны?
развернуть

В году есть особое время – уже не зима, ещё не весна. Этот странный период длится в течение целого марта, иногда и апреля. В это время мы чувствуем себя неважно: энергии мало, нет ни сил, ни желания что-то делать.

Казалось бы, весенняя хандра — это нонсенс. Причины осенней хандры очевидны: похолодание, сокращение светового дня, безрадостная перспектива долгой зимы. А весной-то что грустить? Ведь понятно, что в любом случае скоро будет тепло, зачирикают птички и вылезут подснежники. Но факт остаётся фактом: весной многие испытывают грусть и апатию.

Весеннюю хандру не надо путать с депрессией: разница между ними огромная. Испытывая весеннюю хандру, несмотря на общее снижение тонуса, вы нормально соображаете, не теряете интереса к любимым делам и общению. Вы чуть больше спите, работаете с чуть меньшим энтузиазмом, расстраиваетесь из-за необходимости носить надоевшие зимние вещи, можете раздражаться больше обычного. Депрессия же — дело серьёзное.

Психиатр Василий Каледа выделяет три главных симптома депрессии: тоскливое настроение, двигательная заторможенность и замедление темпа мышления и речи. Человек в депрессии перестаёт получать удовольствие от ранее любимых дел, у него появляются трудности в общении с близкими людьми, ему тяжело функционировать (ходить на учёбу и работу), он может спать по 12-14 часов в сутки и всё равно чувствовать себя разбитым. Если у вас депрессия, поможет только специалист, если же хандра — помогут наши советы.

Как поднять настроение в начале весны?

- Составьте список перемен. Надо верить, что весна — время перемен, и не ждать потепления, чтобы измениться. На самом деле, интересные события могут происходить в любое время года, даже самое мрачное, и ждать весны для того, чтобы обновиться, необязательно. Составьте список дел, которые вы хотели начать весной. Это может быть ремонт в доме, примирение с родственниками, перемена образа жизни. И начните осуществлять всё это сразу после составления списка.

- Налегайте на витамины. Это не значит, что нужно пить витамин  «С» в больших дозах и скупать фрукты центнерами — сейчас в них не так уж много пользы. Просто купите баночку с витаминным комплексом и регулярно употребляйте её содержимое в дозах, указанных в инструкции. Даже одно это способно позитивно повлиять на настроение.

- Сходите в бассейн, займитесь спортом. Вода чудесным образом напоминает о лете, море и отдыхе. Поплещитесь в воде, чтобы осознать, что лето не за горами. Советуем не чинно плавать по дорожке, а повеселиться в воде от души. Устройте в бассейне соревнования с друзьями на скорость, сходите с друзьями погуляйте на природе, поиграйте в снежки.

- Не бездельничайте. Американский психотерапевт Ролло Мэй говорит, что депрессия — это неспособность создавать будущее. К хандре это не имеет отношения, так что берите блокнот и ручку и расписывайте план ваших дел с утра и до вечера на неделю. Это не значит, что отдых надо отменить, но вот количество часов на диване с сериалом надо существенно сократить в пользу более активных развлечений. Занятые люди не так подвержены хандре, как ленивые мечтатели.

- Постарайтесь понять причину апатии и хандры. Отличный метод — ведение старого доброго дневника, но не в Интернете и для всех, а в тетрадке и для себя. Писать лучше всего ежедневно и первое, что приходит в голову. Это хороший способ обнаружить свои скрытые страхи и подавленные эмоции, а также новые желания и надежды, которым вы раньше уделяли недостаточно внимания. Поняв причины хандры, вы осознаете, как изменить и улучшить жизнь.

- Займитесь арт-терапией. Например, купите краски и кисти и порисуйте. При этом важно не следовать никаким канонам, а рисовать спонтанно (это называется «дзен-живопись»). Попытайтесь нарисовать своё настроение. Если вы выразили негативные эмоции и ваш рисунок тревожен и мрачен — разорвите его или сожгите. Эффект будет такой же, как и от утреннего дневника — вы выведете на поверхность ваши переживания и начнете лучше понимать причины хандры. Попробуйте!

- Сделайте свой мир цветным.  Красить волосы в синий цвет необязательно, но вот окружить себя яркими цветами в интерьере и одежде просто необходимо. Купите новое постельное бельё, откажитесь от чёрно-серых оттенков в гардеробе. Когда у вас есть яркие пальто и сумочка, вы будете чувствовать себя по-весеннему, даже если за окном все ещё минусовая температура.

свернуть